Вещание олигархов. Новый телеканал для Крыма покажет Зеленского

2020.03.10 | 08:41

AMP logoAMP-версия

Украина намерена начать телевещание на неконтролируемые Киевом территории страны в Донбассе, а также в Крыму. Для этой цели создан русскоязычный телеканал "Дім/Дом", на котором можно будет услышать и украинский язык. Это будет не информационное, а в основном развлекательное вещание. Для эфира государство будет закупать передачи у медийных групп, принадлежащих нескольким украинским олигархам, а также президенту Украины Владимиру Зеленскому.

Телеканал "Дом", о появлении которого было объявлено на днях, уже вещает в тестовом режиме на сайте закрытого телеканала UATV, который до недавнего времени был единственным каналом иновещания Украины. "Главная наша цель – донести основной наш месседж, что Украина – это наш общий дом, и "мы" – это главное наше слово, где бы мы ни жили, в какой части нашей единой страны – на востоке или на западе – мы едины и это наша единственная правда", – сказала исполняющая обязанности генерального директора телеканала UATV Юлия Островская во время пресс-конференции по случаю начала вещания.

Логотип телеканала "Дім/Дом"
Логотип телеканала "Дім/Дом"

Первые два года зрителям нового телеканала в Крыму и Донбассе предложат новостные выпуски, а также сериалы и развлекательные шоу. За исключением выпусков новостей, которые можно будет посмотреть и в интернете, это не будет оригинальная продукция. Передачи для вещания предоставят крупные медиахолдинги Украины, принадлежащие четырем украинским олигархам: "1+1 media" Игоря Коломойского, StarLight Media Виктора Пинчука, Inter Media Group Дмитрия Фирташа, "Медіа Група України" Рината Ахметова. По словам Юлии Островской, программы для телеканала передаются "почти бесплатно", однако она не сообщила, какой доход будут получать от государства аффилированные с богатейшими людьми Украины компании. Известно, что нынешний министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский, который курирует создание телеканала "Дом", 14 лет проработал в медиахолдинге StarLight Media, который теперь участвует в продаже контента для "Дома".

15 процентов телеэфира будет предоставлено студии "Квартал 95", с которой тесно связан президент Украины Владимир Зеленский. Формально он сейчас не владеет долями в своем бизнесе и передал его другим собственникам после того, как занял пост главы государства, однако даже сами участники этого процесса заявляли, что это было сделано номинально, а после окончания президентского срока Зеленскому будут возвращены все его доли в бизнесе. Иными словами, Зеленский как руководитель государства может все-таки – пусть и неформально – продолжать получать прибыль от вещания шоу с его участием на государственном канале, основанном его Офисом и его подчиненными. Получать подобную прибыль он сможет и после ухода с государственного поста, когда возвратит контроль над компанией "Квартал 95".

"Я могла бы поддержать создание такого телеканала, если бы он создавался под общественным контролем, а не вот так, достаточно закрыто, как это делается. Вот в чем основная проблема, – говорит киевский медиаэксперт Наталья Лигачева. – Мы не видим, не понимаем логику этого процесса. Все аккумулировало министерство, Офис президента, и практически нет выхода какой-то информации о том, каким будет канал".

Большим вопросом остается доступность вещания в России, контролирующей аннексированный Крым, а также часть территорий Донбасса. Неясность в этом есть и у непосредственных создателей телеканала. "Мы готовы, что против нас будет вестись радиоэлектронная борьба, – заявил замглавы комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Верховной Рады Никита Потураев. –​ Атомной бомбы, чтобы швырнуть ее на Москву, у нас пока нет, а это наиболее эффективный способ, чтобы решить эту проблему раз и навсегда". По его словам, о происходящем в Донбассе и Крыму журналисты "Дома" будут рассказывать словами, соответствующими международной терминологии. Но еще совсем недавно в Крыму было возбуждено уголовное дело против крымского журналиста Николая Семены на основании якобы призывов к нарушению территориальной целостности: об аннексии Крыма он писал, что было нарушено международное право.

Мне сложно сказать, какое будет влияние оказывать этот телеканал и будут ли его смотреть

– Многие считают, что дальше Джанкоя в Крыму и достаточно ограниченного количества населенных пунктов в Донбассе сигнал доставить будет невозможно. То есть нужен спутник, – говорит Наталья Лигачева. – С другой стороны, мы не совсем понимаем, будет ли Россия оказывать противодействие вещанию. Если она не будет противодействовать, то тогда возникает вопрос: по каким причинам Москва будет закрывать на это глаза? Юристы телеканала "Дом", когда получали лицензию, вдруг сказали, что вещание будет присутствовать в кабельной сети на неподконтрольных территориях Донбасса. Что это значит? В кабельных сетях у террористических организаций? Или это была ошибка, или они не осведомлены, или они невольно выдали то, что вышестоящие официальные лица отрицают. То есть пока мне сложно сказать, какое будет влияние оказывать этот телеканал и будут ли его вообще смотреть. Говорить о том, будет ли он влиять на точку зрения жителей оккупированных территорий Донбасса и Крыма, можно будет только тогда, когда мы поймем, смотрят ли его там, какое количество людей его смотрит, доступен ли он там.

–​ Основное содержание канала – это развлекательные передачи. Пока оригинальным контентом будут только новости. Способен ли такой формат справиться с задачей предоставить зрителю альтернативную точку зрения, а не ту, которая транслируется по российскому телевидению?

– Новости, если они объективны и без чернухи, если придерживаются плюрализма, конечно, способны на это. Но их пока будет в эфире очень мало, только час вещания. Мы пока не понимаем, что будет в эфире, общественности не показали сетку вещания, но в принципе, если люди будут смотреть украинский контент, – это все-таки шаг вперед.

–​ Есть мнение, что жители Донбасса и Крыма понимают украинский язык, поэтому, если они хотят узнать альтернативную точку зрения или что происходит в Украине, могли бы смотреть украинские каналы, и двуязычный канал не нужен. Вы с ним согласны?

– Безусловно, жители Донбасса знают украинский язык, но другое дело – Крым. Там, даже когда он был украинским, многие не хотели смотреть передачи на украинском языке. Именно потому, что это был украинский язык, люди переключались на российские телеканалы. В Донбассе, я думаю, реакция не такая, но стоит учесть, что он уже шесть лет живет под российской оккупацией. Я думаю, что русскоязычный канал может быть, но я уверена, что этот проект появился не только ради этого. Я думаю, есть какая-то политическая подоплека, ведь партия власти может стремиться распространять позитив о своих успехах, успехах Украины... Мы спрашивали: почему, раз есть возможность вещать на неподконтрольные Киеву территории, просто не запустить на них все украинские телеканалы? Мы понимаем почему. На других каналах обычно много критики, чернухи ради рейтингов, ради интересов собственников, много критики власти.

–​ Способен ли подобный канал составить конкуренцию российскому телевидению, даже если вещание глушить не будут? Ведь известно, что жители и Донбасса, и Крыма смотрят российское телевидение, а у него, очевидно, больше средств на создание яркого телевизионного контента.

– Это тоже двоякая ситуация. Я уверена, что если они покажут сериал "Слуга народа", то его будут смотреть. С другой стороны, мы же понимаем, что "Слуга народа" – это агитация за Зеленского. Говорят, что 15 процентов эфира займет продукт студии "Квартал 95". Его будут смотреть, есть вероятность, что ради него могут переключиться и с российских телеканалов. Более того, у многих есть родственные связи с Украиной, что тоже может каналу помочь. Но составит ли он полноценную конкуренцию? Конечно нет, российских телеканалов даже просто количественно доступно там больше. Но люди, у которых потенциально сохраняется интерес к Украине, либо которые просто захотят посмотреть "Слугу народа", могут переключиться на этот телеканал. И задача его создателей – сделать так, чтобы после развлекательного контента они посмотрели новости. Иными словами, мне кажется, что у "Дома" могут быть зрители, если будет нормальное техническое покрытие. Но вопросом остается, какое влияние будет оказывать канал, какую цель преследуют его создатели, во имя ли общественных интересов или прежде всего партийных интересов они начали эту затею, – считает Наталья Лигачева.

Телеканал "Дом" – не первая попытка создать канал общественного телевидения для аудитории либо за пределами Украины, либо на неконтролируемых территориях. Пока очевидно, что каждый раз со сменой власти в Киеве возникает новая концепция, кардинально меняющая все, что происходило в этой сфере до этого.

Вскоре после избрания президентом Петр Порошенко заявил о необходимости начала вещания на английском языке, чтобы доносить аудитории за рубежом альтернативную российской пропаганде информацию о конфликте в Украине. Поначалу говорилось, что новый телеканал будет называться Ukraine Tomorrow, но в итоге его назвали UATV. До января этого года он вещал на английском, арабском, крымско-татарском, русском и украинском языках.

После прихода к власти Владимира Зеленского было принято решение закрыть канал, оставив на его базе только вещание на двух языках, русском и украинском, поменяв название на "Дом". В фейсбуке и на сайте UATV можно найти призывы к руководству страны не закрывать единственный телеканал украинского иновещания. "За четыре года существования UATV стал доступен в 400 кабельных сетях, на пяти спутниках, в 30 странах Европы, Северной Америки, Азии, Африки и на Ближнем Востоке", – говорится в размещенном на сайте обращении журналистов с просьбой не прекращать вещание. В отличие от нового телеканала "Дом", на котором собственное производство неинформационных программ планируется начать только через 2 года, UATV на момент прекращения работы производил 30 собственных телепередач.

Вещание на английском языке пытался наладить и олигарх Игорь Коломойский, однако его проект Ukraine Today был закрыт из-за отсутствия государственной поддержки. Коломойский финансировал канал самостоятельно с августа 2014 года до конца 2016 года, он просуществовал лишь 2,5 года. Сначала было прекращено вещание через спутник, а затем и в интернете.

Студия телеканала ATR
Студия телеканала ATR

Под угрозой закрытия до сих пор находится телеканал ATR, который до аннексии Крыма был одним из крупнейших на полуострове, а во время захвата его Россией был чуть ли не единственным, кто рассказывал о происходящем без цензуры. В марте 2015 года телеканалу не продлили лицензию на вещание в Крыму, и члены редакции перебрались в Киев, где осуществляли вещание на крымско-татарском, русском и украинском языках. В январе этого года руководство ATR вынуждено было уволить 40 журналистов из-за прекращения государственного финансирования. Президент Владимир Зеленский в конце февраля пообещал, что финансирование в 2020 году будет восстановлено, однако в начале февраля на сайте телеканала появилось сообщение журналиста и сотрудника ATR Айдера Муждабаева: на счета канала до сих пор не поступили государственные средства, вещание не восстановлено.

Источник: krymr.com

Оцените материал
(0 голосов)

Оставить комментарий